Деятельность службы социально-психологического сопровождения
МАУ ДО ЦЭВ «Эстетика» ( Центр)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей».
В связи с этим функционирование практической психологической службы образовательных организаций дополнительного образования детей осуществляется в целях создания условий для полноценного развития обучающихся (от 5 до 18 лет), сохранения их здоровья, содействия в успешной социальной адаптации, разрешения проблем в поведении, общении. В состав службы МАУ ДО ЦВД «Эстетика» входят педагоги-психологи высшей квалификационной категории Самарская Г.А. и Зюзина В.Э.
Задачами деятельности педагогов-психологов Центра являются:
1. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в воспитательном процессе.
2.Содействие гармонизации социально-психологического климата в Центре.
3. Оказание доступной и систематической психологической помощи обучающимся.
Деятельность по социально-психологическому сопровождению непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса Центра: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, администрацией и осуществляется по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционно- развивающее, профилактическое.
Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.
Направления работы службы социально-психологического сопровождения:
Диагностическое:
диагностика уровня развития творческого мышления;
диагностика стрессоустойчивости учащихся (при подготовке к конкурсам) – выявление уровня и источника стресса;
диагностика степени социальной адаптации детей в образовательной организации дополнительного образования детей (тревожность, агрессивность, коммуникативность);
диагностика удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
изучение психологического климата в коллективе;
Консультативное:
по результатам диагностики;
для развития творческого мышления и лидерских способностей;
по проблемам социальной адаптации;
по возрастным и психологическим особенностям учащихся;
по повышению мотивации к активной деятельности;
по повышение стрессоустойчивости;
супервизии и повышению профессиональной компетенции;
по профессиональным вопросам;
профилактика эмоционально-волевого истощения у учащихся (при подготовке к выступлениям, конкурсам).
Просветительское:
специфика работы с детьми разных возрастов;
профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
развитие толерантности;
профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту;
повышение стрессоустойчивости.
Коррекционно-развивающее:
реализация коррекционных и развивающих программ для учащихся;
коррекция социальной дезадаптации учащихся;
тренинг для родителей по оптимизации детско-родительских отношений
организация и проведение профориентационных мероприятий, направленных профессиональное самоопределение;
оптимизирующая работа по актуальным проблемам возраста;
развитие социально-психологической компетентности у педагогов и родителей;
обучающие семинары по актуальным проблемам возраста;
тренинг по оптимизации психологического климата в коллективе;
Профилактическое:
реализация программ по профилактике асоциального поведения учащихся;
проведение форум-театров;
обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
Аннотация программ социально-психологического сопровождения.
«Учимся общаться» Коррекционно-развивающая программа.
Цель: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками, развитие коммуникативных навыков.
Целевые группы: учащиеся образовательных школ, их родители.
Возрастные категории: 7-10 лет, родители.
Срок реализации:4 года.
Разработала и реализует программу педагог-психолог Зюзина В.Э.
«Я в гармонии с собой и миром» Коррекционно-развивающая программа .
Цель: выявление творчески одаренных детей, их психологическая поддержка и создание благоприятных условий для дальнейшего развития их способностей и коммуникативных навыков.
Целевая группа: учащиеся студий МАУ ДО ЦВД «Эстетика»
Возрастная категория: 6-8 лет; 12-15 лет.
Срок реализации: 1 год
Программа разработана педагогом-психологом МАУ ДО ЦВД «Эстетика» Зюзиной В.Э.
« Узнаю себя» программа личностного роста психолого-педагогической направленности.
Возрастная категория: 15-17 лет
Цель программы: Создать условия для личностного роста подростков.
Срок реализации: 3 месяца.
Программа направлена на. создание условий для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутрен¬ний мир и ориентацию в нем, осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
Разработчик программы педагог-психолог Щекатурина С.В.
«Подготовка к взрослой жизни».Психологический тренинг для старшеклассников
Цели: создание условий для формирования гуманистической установки в общении; развития лидерских качеств и
формирования гражданской позиции.
Целевая группа: участники ДОО «Алый парус».
Возрастная категория: 14-18 лет.
Срок реализации: 1 год.
Программа разработана педагогом-психологом МАУ ДО ЦВД «Эстетика» Самарской Г.А.
Формы и методы работы педагогов-психологов Центра
Психологическое сопровождение образовательного процесса Центра (обучающихся, педагогов, родителей) осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, подгрупповом, групповом, уровне организации.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется психологической диагностикой, структурой психического развития ребёнка, выраженностью имеющихся особенностей развития, возрастом, выраженностью аффективных проблем.
Педагоги-психологи в процессе реализации коррекционно-развивающих программ применяют методы, соответствующие уровню их квалификации: элементы психогимнастики, психологические игры и упражнения, ролевые игры, беседы, элементы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, иммитационные процедуры,ауто-тенинг и саморегуляции и др.
Диагностический инструментарий педагогов-психологов Центра
Знание возрастных особенностей детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он позволяет педагогам-психологам увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.